Республиканский семинар на тему: «Формирование информационной культуры в школьной библиотеке: проблемы и перспективы развития в условиях информатизации образования»Республиканская научно-педагогическая библиотека Министерства образования и науки Республики Казахстан совместно c Управлением образования Алматинской области провела 19-20 июня 2017 года республиканский семинар главных специалистов по библиотечным фондам школьных учебников областных, городов Астана, Алматы управлений образования на тему: «Формирование информационной культуры в школьной библиотеке: проблемы и перспективы развития в условиях информатизации образования». В период проведения семинара организованы выставки на тему: «Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі Республикалық ғылыми-педагогикалық кітапханасының басылымдары», «Талдықорған қаласы мектеп кітапханаларының жұмыс тәжірибесі» и посещение библиотек школ города Талдыкорган. В ходе семинара состоялся обмен инновационым опытом работы библиотек общеобразовательных школ и принятие практических рекомендаций.
РЕКОМЕНДАЦИИ республиканского семинара главных специалистов (г. Талдыкорган, Алматинская область, 19-20 июня 2017 года)
Участники республиканского семинара главных специалистов по библиотечным фондам школьных учебников областных, городов Астана, Алматы управлений образования на тему: «Формирование информационной культуры в школьной библиотеке: проблемы и перспективы развития в условиях информатизации образования» отмечают, что школьная библиотека являются одним из важных инфраструктурных подразделений общеобразовательной школы, которая обеспечивает реализацию образовательной, информационной, культурной и досуговой функций организации образования. В Стратегическом плане Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2017-2021 годы, отмечено, что «Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации». В этом ключевая роль принадлежит школьным библиотекам, а основным механизмом реализации этой задачи является формирование у учащихся библиотечно-информационных знаний. Для решения этой задачи, библиотекари ежегодно в сентябре месяце для новых читателей проводят экскурсии по библиотеке, организуют беседы о правилах пользования библиотекой, ведут индивидуальную консультативную работу по основам библиотечно-библиографических знаний с читателями во время записи в библиотеку, при обслуживании, у книжных выставок и тематических полок. В читальных залах школьных библиотек выделен справочный фонд, оказываются справочно-библиографические услуги, в некоторых библиотеках создаются каталоги и картотеки статей, что способствует организации практических библиотечно-библиографических занятий по работе с каталогами и картотекой, знакомству со справочной литературой. Основы информационной культуры преподносятся учащимся также в интересной и занимательной форме через множество традиционных и нетрадиционных форм массовых мероприятий: праздников чтения, праздников посвящения в читатели, встреч, выставок, презентаций, интеллектуальных игр и других развивающих библиографических игр и конкурсов, библиографических указателей. В некоторых библиотеках школ в соответствии с годовым планом работы проводятся библиографические факультативы, уроки, занятия. Участники семинара подчеркивают, что для реализации целей, поставленных в Стратегическом плане Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2017-2021 годы системе школьных библиотек необходим переход в новое качество. Необходимы кардинальные изменения в организации работы, включающее обновление, новое наполнение и новое содержание работы. Требуется создание единого современного информационно-образовательного пространства, обеспечивающее необходимые условия и инфраструктуру для комплексной поддержки образовательной деятельности. Время диктует новые правила профессиональной деятельности школьного библиотекаря по формированию информационной культуры. Главное – результативность, а именно достижение эффективности информационной деятельности библиотеки, овладение школьниками умения учиться, вести самообразовательную деятельность в обучении, развитие их познавательной и творческой деятельности, оказание информационной поддержки педагогическому коллективу в систематическом повышении их профессионального мастерства, формирование информационной культуры читателей. Для достижения этих целей необходимо: 1) Модернизация школьных библиотек на региональном уровне путем преобразования традиционной модели школьной библиотек в русле современных общемировых тенденций в информационно-образовательный центр, обеспечивающий равноправный и открытый доступ пользователей к качественным источникам информации на любых носителях, в том числе печатным, мультимедийным и цифровым коллекциям. Для этого необходимо:
2) Организация эффективной и качественной работы по формированию информационной культуры читателей, устойчивого интереса к чтению. Для этого:
3) Деятельность главного специалиста (методиста) по библиотечным фондам школьных учебников нацелить:
Реализация данных рекомендаций позволит школьным библиотекам значительно увеличить вклад в развитие среднего образования, ускорить и качественно улучшить ход модернизации образования. |