Қазақстан Республикасының Оқу-ағарту министрлігі
Республикалық
ғылыми-педагогикалық
кітапхана

РНПБ МОН РК провела мониторинг готовности школьных библиотек Казахстана к проведению цифровизации фондов

Перевод информационных ресурсов с бумажных носителей в цифровой формат в последние годы является актуальной задачей для библиотек Казахстана. Цифровизация становится общемировой тенденцией и направлена не только на техническое обеспечение культурного процесса, но и в целях поддержания и расширения интереса учащихся через технические средства к чтению и его интенсификации.

РНПБ МОН РК разработала единую форму документа, по которому в мае-июне 2020 года проведен мониторинг библиотек общеобразовательных учреждений из 17 регионов Республики Казахстан по 5 ведущим направлениям, составляющим стержень цифровизации:

1. Количество школьных библиотек.

2. Основной библиотечный фонд (без учебников).

3. Наличие АИБС.

4. Скорость Интернета.

5. Техническое оснащение.

В мониторинге приняли участие 6 435 школьных библиотек

общеобразовательных организаций Республики Казахстан.

РНПБ МОН РК собрала, обобщила и проанализировала все отдельные параметры и сводные показатели работы областей по цифровизации.

Во всех регионах не выделяются на должном уровне финансовые средства для приобретения основного библиотечного фонда.

В республике в 1 354 школах установлены автоматизированные информационно-библиотечные системы. Библиотечные программы не установлены в 4857 школах (79%) страны.

Как показывают приведенные данные, размещение и использование компьютерной техники осуществляется в областях не равномерно, часто наблюдаются случаи, когда одна и та же область обладает достаточным количеством одного вида оргтехники и недостаточным – другого вида, либо оргтехника вообще отсутствует.

В целом картина цифровизации школьных библиотек Казахстана находится на неудовлетворительном уровне, так как разные области имеют разные возможности, демонстрируют разные показатели и частую неготовность по освоению данного важного информационно-технологического процесса.

Основываясь на результатах этого мониторинга, Республиканская научно-педагогическая библиотека Министерства образования и науки Республики Казахстан (РНПБ МОН РК) будет периодически организовывать и прослеживать цифровизацию школьных библиотек и оказывать им необходимую методическую помощь, изучать достигнутый положительный опыт.