Қазақстан Республикасының Оқу-ағарту министрлігі
Республикалық
ғылыми-педагогикалық
кітапхана

РНПБ МОН РК планирует к выпуску новое методическое пособие по повышению качества библиотечно-библиографического обслуживания

Учебные библиотеки системы Министерства образования и науки Республики Казахстан, как центры духовно-просветительной и образовательной жизни, играют большую роль в совершенствовании качества обслуживания профессорско-преподавательского состава, учителей, различных категорий обучающихся (школьников, студентов, магистрантов, аспирантов), повышении их уровня общей культуры и овладении знаниями, формировании и развитии научного потенциала, обучении пользователей владению новыми информационными технологиями, а также информационными ресурсами, предоставлять пользователям оригинальные услуги в соответствии с их запросами и требованием времени, организовать библиотечный сервис на самом высоком уровне услуги, которые пользователи должны оценить по достоинству.

В помощь работникам учебных библиотек РНПБ МОН РК начала разработку нового методического пособия, в котором излагаются различные современные аспекты качества библиотечно-информационного обслуживания.

Тема нового методического пособия является важной, актуальной, своевременной и призвана удовлетворить потребности обслуживаемого контингента на самом высоком уровне: качество библиотечно-библиографического обслуживания содействует росту авторитета и престижа библиотеки и библиотечных сотрудников среди пользователей и читателей, служит важной формой и способом удовлетворения читательского спроса на необходимые издания, улучшению условий труда на библиотечных и дополнительных библиотечных зонах не только в организациях системы образования, но и культуры, искусства, науки, в различных производственных структурах. В последние годы качество библиотечного обслуживания является важным критерием оценки эффективности деятельности библиотеки в целом и в области обслуживания в частности. Если ранее качество библиотечного обслуживания рассматривалась скорее как экономическая категория, то ныне, скорее, как общественно – социальная, мнение пользователя является решающим, главенствующим и служит отправной точкой для изучения и реализации его духовно-культурных потребностей, проведения научных исследований в целях совершенствования библиотечной теории и практики и определения эффективности работы библиотеки. Неслучайно в мировой теории и практике библиотечного дела качество библиотечного обслуживания признана социокультурной категорией и оценивается с помощью социологических методов, тестов, специальных формул, исходя из первоначальных мнений пользователя. В условия рыночной экономики именно пользователь (клиент) является заказчиком, приемщиком, оценщиком предоставленного ему уровня обслуживания.

Пособие состоит из введения, двух частей, списка использованной литературы, глоссария, содержащего базовые определения по качеству библиотечного обслуживания, а также разнообразных приложений, подтверждающих важность теоретических и практических аспектов рассматриваемой темы.

В первой части будет рассмотрено соотношение понятий «качество» и «эффективность библиотечного обслуживания, освещается история изучения данного вопроса за последние годы, анализируются соответствующие подходы ученых. Специалисты библиотечно-информационной отрасли считают, что тема является обширной и до сих пор полностью не исследованной, хотя и предлагаются различные мнения, взгляды по этому поводу, но желанного единства в подходах до сих пор нет.

Во второй части будут приведены результаты разработанного, запланированного и проведенного РНПБ МОН РК эксперимента, который заключается в мониторинге сайтов, экспресс-опросах сотрудников учебных библиотек (школьных, колледжей, высших учебных заведений), а также будут проанализированы и сравнены полученные результаты в новом 2021 году. Предусмотрено сопоставить ожидаемые результаты с данными других типологических разновидностей библиотек, поскольку заявленная тема является актуальной для всех. Будет обобщен и приведен конкретный инструментарий, состоящий из основных факторов качества библиотечно-библиографического обслуживания (например, полнота, надежность, перативность, комфортность, сервисность и другие), а также выведены и предложены экспериментальные формулы для его расчета.

Выпуск пособия запланирован на 2021 год.

Пособие предназначено в первую очередь для сотрудников учебных библиотек, а также для библиотечных сотрудников любого ранга и сослужит хорошую службу в библиотеках организаций образования и других учреждений культуры.