Современное состояние школьных библиотек КазахстанаПо статистическим данным на 1 января 2021 года сеть государственных школьных библиотек Казахстана, являющейся самой многочисленной, насчитывает 6 441 единиц, что составляет 90,8 % от общего числа библиотек системы образования. Совокупный библиотечный фонд школьных библиотек составляет 160 328 591 единиц хранения, количество читателей – 2 996 557 человек, количество посещений – 23 098 957, количество выдач – 46 749 927 единиц. В Казахстане издаются профессиональные журналы для школьных библиотекарей – с 2002 года на казахском и русском языках «Мектептегі кітапхана = Школьная библиотека», с 2016 года на казахском языке «Мектеп кітапханашысы: жұмыс әдістемелігі», с 2015 года на казахском и русском языках – журнал «Мектептегі кітапханашы = Библиотекарь в школе». Республиканская научно-педагогическая библиотека Министерства образования и науки Республики Казахстан (РНПБ МОН РК), как координационный, научно-методический и информационный центр библиотек системы образования уделяет большое внимание повышению квалификации библиотекарей системы образования. Так, РНПБ МОН РК ежегодно проводит профессиональные курсы повышения квалификации школьных библиотекарей на базе своей библиотеки, а также выездные курсы по заявкам региональных управлений (отделов) образования. В данных курсах осуществляется обучение слушателей базовым знаниям и практическим умениям по организации и совершенствованию деятельности школьных библиотек и пользованию автоматизированной библиотечно-информационной системы «АИБС - MARK SQL версия для школьных библиотек». Проводятся республиканские семинары главных специалистов по библиотечным фондам школьных учебников областных, городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент управлений образования и методистов городских (районных) отделов образования по ключевым направлениям деятельности школьных библиотек, с охватом разных географических регионов республики, конкурсы профессионального мастерства школьных библиотекарей. Так, в 14-15 июня 2019 года в городе Актау Мангистауской области был проведен республиканский семинар главных специалистов по библиотечным фондам школьных учебников областных, городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент управлений образования и методистов городских (районных) отделов образования на тему: «Школьные библиотеки в цифровой коммуникационной системе: пути их решения». В 2015 году были проведены два конкурса - профессионального мастерства «Лучший школьный библиотекарь года» и для детей и юношества «Человек читающий – человек успешный». Также РНПБ МОН РК готовит к изданию организационно-регламентирующую и технологическую документацию по основным направлениям деятельности библиотек организаций образования, составляет методико-библиографические пособия по направлениям воспитательной работы, текущие и ретроспективные библиографические пособия по актуальным проблемам педагогики и образования, которые пользуются большим спросом. Были изданы на казахском и русском языках: Нормативно-регламентирующие документы и методические пособия для библиотек системы образования (Алматы, 2018 г.), Методические рекомендации к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении Правил по формированию, использованию и сохранению фонда библиотек государственных организаций образования» от 19 января 2016 года № 44: для библиотек начального, основного среднего и общего среднего образования (Алматы, 2017 г.), Сокращенный вариант таблиц Библиотечно-библиографической классификации для библиотек среднего, технического и профессионального образования (Алматы, 2016 г.), Типовые и примерные штаты библиотек. Аттестация руководящих работников и специалистов библиотек. Внедрение стандартов системы СИБИД в библиотеки организаций образования (Алматы, 2011 г.). Одной из функций РНПБ МОН РК является осуществление выездов в регионы республики с целью изучения состояния библиотечной и информационно-библиографической работы, внедрения современных информационных технологий и автоматизации библиотечно-информационных процессов в библиотеках организаций образования и оказания методической и практической помощи на местах. Результаты мониторинга деятельности школьных библиотек, проводимые специалистами РНПБ МОН РК в ходе их посещения, показывают, что все библиотеки школ выполняют традиционные базовые направления работы. Это работа с основным фондом и фондом школьных учебников, библиотечное и справочно-библиографическое обслуживание, работа с читателями-учащимися, организация и проведение массовых библиотечных мероприятий по различным направлениям воспитательной работы. В школах выделены помещения для организации библиотечного, справочно-информационного обслуживания пользователей и хранения фондов. В новых школах библиотеки имеют большие помещения абонемента, книгохранения и читального зала с большим количеством посадочных мест. В последние годы растет число школьных библиотек оснащенных компьютерами, подключенных к Интернету и создающих электронные каталоги, в некоторых библиотеках школ имеются Wi-Fi зоны. Библиотеки, в основном новых школ, оснащены компьютерной техникой последней модели. Большинство библиотек школ оснащены копировально-множительной техникой. В ряде библиотек есть одновременно компьютеры и телевизоры, видеомагнитофоны и DVD. В последние годы школьные библиотеки Казахстана активно внедряют электронные информационные технологии. Так, например, в школах, где имеются технические средства, большинство библиотекарей школ создают собственные электронные продукции информационного, обучающего и рекламного характера – буклеты, электронные методические издания, информационные и рекомендательные списки литературы. Разрабатываются презентации опыта работы; снимаются видеоролики, фильмы для сопровождения массовых мероприятий. Также формируются полнотекстовые учебно-методические комплексы (УМК). Некоторые школьные библиотеки, в основном гимназии, общеобразовательные лицеи имеют свои страницы на сайте организации образования. Современные электронные технологии используются школьными библиотекарями и для автоматизации библиотечных процессов. Большинство библиотекарей школ республики прошли обучение на курсах повышения квалификации, организованные специалистами РНПБ МОН РК на тему: «Автоматизированная библиотечно-информационная система «АИБС - MARK SQL версия для школьных библиотек». По окончании курсов начали работу по созданию электронных каталогов на фонд своей библиотеки в этой бесплатной лицензионной программе. В некоторых библиотеках школ ведется работа по созданию электронного каталога в автоматизированной библиотечно-информационной программе «КАБИС» и «Библиотека 4.02». Вместе с определенными достижениями, в школьных библиотеках республики имеются нерешенные проблемы. Это: Проблема кадрового обеспечения библиотек. Одной из актуальных проблем в деятельности всех видов и типов библиотек республики, в том числе и организаций образования, является дефицит квалифицированных кадров. Библиотеки испытывают недостаток молодых кадров с высшим и средним профессиональным библиотечным образованием. Число государственных образовательных грантов по специальности «Библиотечное дело» - незначительно, так как нет социального заказа на подготовку специалистов для библиотек. Несоответствие материально-технического оснащения и уровня информатизации библиотек школ требованиям современного образования. Большинство помещений библиотек школ не отвечает современным требованиям к обслуживанию читателей, не имеют отдельных читальных залов, помещения книгохранения, как правило, малы, за исключением новых школ. Библиотеки школ плохо оснащены современной мебелью, компьютерной и копировально-множительной техникой. Имеющиеся технические средства, как правило, устаревшей модели. Медленно ведется внедрение автоматизированных библиотечно-информационных программ и создание электронных каталогов Наблюдается существенный разрыв между городской и сельской библиотекой школ в степени и качестве организации работы, комплектовании, материально-техническом оснащении и компьютеризации. До сих пор встречаются библиотеки школ сел и малых городов, в которых нет ни одного компьютера. Проблема качественного комплектования основных отраслевых фондов библиотек. Сегодня наблюдается неудовлетворительное состояние основных отраслевых фондов библиотек школ во всех регионах республики. Практически повсеместно в библиотеках школ наблюдается слабое финансирование комплектования отраслевого библиотечного фонда, выделяемые финансовые средства предназначены в основном для приобретения учебников. К минимуму сведена подписка на периодические издания. Количество периодических изданий, адресованных молодежи и выписываемых средней библиотекой школы не достаточно. Положение усугубляет также и ежегодное увеличение стоимости периодических изданий. Во многих сельских регионах не выделяются бюджетные средства на подписку периодических изданий для библиотек школ. Основные отраслевые фонды большинства библиотек школ морально устарели и физически изношены. Подавляющая часть этих библиотечных фондов содержит издания 70-80-х годов выпуска. Списанию по ветхости, как морально устаревшей и не отвечающей потребностям современных пользователей - подлежит 20-30 % основного отраслевого фонда. Вместе с тем, многочисленные исследования, проводившиеся зарубежными специалистами, доказали существование связи между успеваемостью учащихся и наличием в школах хорошо оснащённой, современной школьной библиотеки, с такими параметрами, как финансирование, укомплектованность штата, объем фонда, техническая оснащенность, гибкое расписание работы, соответствующее потребностям классов, отдельных учеников и небольших групп. Свободный доступ к изданиям и другим источникам информации повышают уровень читательской грамотности учащихся. Примечательно, что страны, показавшие высокие результаты в международном тестировании PISA имеют высокоэффективную систему школьных библиотек, важность развития которой давно признана на государственном уровне. Для решения всего комплекса проблем библиотек организаций образования, в том числе и вышеперечисленных проблем школьных библиотек Министерством образования и науки Республики Казахстан разработан и реализуется Комплексный план перспективного развития библиотек организаций образования на 2021-2025 годы. |