Республиканская
научно-педагогическая
библиотека
Министерства образования и науки Республики Казахстан

РНПБ МОН РК проанализировала ассортимент услуг библиотек вузов Казахстана для удаленного обучения

РНПБ МОН РК изучила сайты высших учебных заведений нашей страны, а также их библиотек с целью выявления ассортимента предоставляемых прогрессивных библиотечно-библиографических услуг для удаленного обучения. Данное изучение является инициативным и предпринятым впервые, так как в нашей стране, начиная с марта 2020 г., тема удаленного обучения постоянно актуализируется в связи с продолжающимся карантином. Кроме того, не всегда освоены, обобщены и систематизированы должным образом перспективные библиотечно-образовательные услуги нового поколения.

Результаты изученного передового производственного опыта по формированию информационной культуры читателей библиотек и библиотечных сотрудников показали, что учебные библиотеки ВУЗов Республики Казахстан играют важную роль в формировании и функционировании виртуальной образовательной среды, в обеспечении информацией учебно-воспитательного, научно-исследовательского, научно-образовательного процесса. Около 60 учебных библиотек входит в систему библиотек образования Министерства образования и науки Республики Казахстан, но фактически только некоторые из них освоили на данном этапе отдельные прогрессивные услуги, которые являются важными компонентами для реализации возможности удаленного обучения и наглядно демонстрируют примеры и образцы успешного библиотечно-библиографического и информационного сервиса в отрасли.

Например, обращаясь к услугам системы виртуальной справочной службы, пользователь затрудняется при выборе и поиске необходимого источника и заполняет специальную форму, через определенное время получает ответ в электронном режиме. Система виртуальной справочной службы (ВСС) функционирует в ряде ведущих библиотек системы образования Республики Казахстан: научной библиотеке Павлодарского университета им. С.Торайгырова («Спроси библиографа»), научной библиотеке Восточно-Казахстанского университета им. С.Аманжолова, Восточно-Казахстанского технического университета им. Д.Серикбаева, учебной библиотеке Казахского национального аграрного университета («Задай вопрос библиотекарю»), учебной библиотеке «Назарбаев Университет» («Спроси библиотекаря»), научной библиотеке Казахского национального университета им. Аль-Фараби («Задайте вопрос библиотекарю»; внедрена новая услуга – заказ электронной версии книг, имеющихся в книжном фонде библиотеки, а также онлайн-справка). Хотя работа ВСС уже налажена и во многих направлениях успешно освоена, время предъявляет новые требования: теперь желательно, чтобы примерный срок для выполнения заказов сразу был указан на сайте.

Как показывает анализ, ряд библиотек освоили программу «Спроси библиотекаря», другие – «Спроси библиографа», это разные по содержанию программы и редко заменяют друг друга. Программа «Спроси библиотекаря» в основном направлена на подготовку и предоставлении положения о ВВС, правилах, режимах работы библиотеки, условиях доступа к ней и оказываемых услугах, имеющихся источниках информации, сроках сдачи и получения литературы. В идеале в данной программе должны быть разъяснения по технологии работы с собственными, приобретенными, отечественными и зарубежными электронными ресурсами локального и удаленного доступа на казахском, русском, английском языках, В этом определенный опыт работы имеет научная библиотека Южно-Казахстанского университета им. М.Ауэзова.

Программа «Спроси библиографа» предусматривает наличие разъяснений о системе «вопрос – ответ», на поиск и выполнение библиографических справок по тематике, конкретном содержании необходимых изданий и размещении в нем запрашиваемого материала, а также наличие полнотекстовой базы данных необходимых источников.

Веление нового времени должно отразиться в разработке справочных данных о технологии работы с библиографическими, реферативными, полнотекстовыми базами данных на всех этапах научно-исследовательской и учебной работы. Поэтому в перспективе каждая научная, учебная библиотека должна либо иметь две программы, либо в совершенстве сочетать их в одной программе.

Активно осваиваются на библиотечно-информационном рынке разнообразные электронные справочно- поисковые ресурсы. Научные библиотеки Павлодарского университета им. С.Торайгырова, Павлодарского педагогического университета, Западно-Казахстанского университета им. М.Утемисова, Казахского национального технического университета им. К.И.Сатпаева, Рудненского индустриального института, Таразского университета им. М.Х.Дулати и другие постоянно работают с электронными каталогами, электронными библиотеками - поисковыми системами (электронные каталоги, электронные библиотеки, базы и банки данных, электронный читальный зал).

Единичные услуги в электронной форме предоставляются в учебной библиотеке ЗКАТУ им. Жангир – хана, где функционирует зал электронной информации; в Казахском национальном университете искусств практикуется выполнение электронной информационной справки по тематическим запросам.

Перспективной библиотечно-информационной и библиотечно-библиографической работой является прием и выполнение заявок на консультацию в электронной форме, составление опережающих электронных ответов на возможные запросы пользователя. Особое внимание уделяется разработке, распространению и разъяснению информации по правилам составления запроса и методике поиска информации. Прогрессивные инициативы и начинания в этом плане принадлежат Библиотечно-информационному центру Таразского университета им. М.Х.Дулати. Здесь создана и демонстрируется презентация по методике поиска информации, разработана и утверждена программа 20-ти часового курса «Информационная и медийная грамотность», основной целью которого является формирование у пользователей целостной системы знаний и умений в области информационного самообеспечения их учебной и научно -исследовательской деятельности. В научной библиотеке Казахского национального университета им. Аль-Фараби подготовлен и выложен целый блок разъяснительных материалов в сплошной электронной форме, но без должной рубрикации и систематизации материала. Идеальным вариантом может стать включение подобной информации в блоки программы «Спроси библиотекаря», «Спроси библиографа».

Образовательный web-портал КазНТУ им.К.И. Сатпаева включает разнообразные электронные учебные материалы и предоставляет возможность виртуального общения с преподавателями, обеспечивающими доступ к электронной библиотеке и электронному каталогу.

«Назарбаев университет» предоставляет целый комплекс электронных услуг: специализированные сервисы для читателей, 28 еженедельные практические семинары и тренинги (например, работа в Exсel, PPT, Prezi, Jing) Ask-A-Librarian (Вопрос-Ответ), чат в режиме онлайн, тематические путеводители (LibGuides), работа с социальными сетями (Facebook, Instagram), предметные руководства LibGuides; работа с социальными сетями Facebook; Roadshow; персональный план развития библиотекаря (он-лайн курсы, вебинары), оценка Интернет – ресурсов;. различные мероприятия для студентов, организованные совместно со студенческими клубами (тесты от издательств, акции «Один Университет-Одна книга»). В духе нового времени желательно, чтобы подобные групповые мероприятия сопровождались тренингами и мастер-классами в режиме живого общения и видеозаписи, которые вели не только библиотечные сотрудники, но и пользователи – читатели.

На современном этапе развития библиотечно-информационной деятельности необходимым условием является совершенствование организационно-управленческого аспекта в электронной форме. Ряд научных библиотек ВУЗов являются активными членами и пользователями Республиканской межвузовской электронной библиотеки, что содействует повышению уровня их координации и степени использования информационных ресурсов, активизации продвижения знаний в пользовательскую среду. Рейтингом пользователей, сбором и оценкой их мнений о качестве работы ВУЗа в целом и библиотечной работы, в частности, занимаются Атырауский университет им. Х. Досмухамедова, Казахский национальный педагогический университет им. Абая, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Кызылординский. университет им. Коркыт – Ата, Таразский университет им. М.Х.Дулати.

Изучение и анализ библиотечных сайтов показывает, что первоочередными и перспективными задачами научных и учебных библиотек системы образования Казахстана являются:

- максимальное проявление библиотечно-информационной активности, поскольку на сегодняшний день фактически этим занимаются одни и те же научные и учебные библиотеки образовательных учреждений;

- всемерное освоение дистанционных программ «встроенный библиотекарь», использование информационной и функциональной возможности сайтов учебных заведений и собственно-библиотечных в полном объеме; увеличение доли самостоятельной работы пользователей;

- усиление роли библиотечных сотрудников как кураторов и навигаторов знаний в дистанционном электронном обслуживании и обучении в тесном сотрудничестве с преподавателями учебных заведений;

- увеличение доли дополнительных рекомендаций, советов, консультаций со стороны библиотечных работников не только в отношении рекомендуемых электронных ресурсов, но и традиционных источников литературы, которые целесообразно размещать в образовательных порталах и системе дистанционного обучения, помимо источников, рекомендуемых преподавателями в силлабусах. На сегодняшний день частично оцифрованы и имеются отдельные электронные версии необходимых учебных изданий из общего библиотечного фонда, поэтому вне поля зрения обучающихся остается значительный пласт учебных и научных изданий в привычном, печатном виде из общего библиотечно-информационного фонда. Кроме того, в образовательных порталах и в системе дистанционного обучения следует оказать полноценную библиотечно-информационную помощь студентам, помещать аннотированные списки рекомендуемых источников, излагать мнения библиотечных сотрудников о них.

Указанные аспекты являются глубокой, существенной проблемой, которую следует оперативно решить усилиями сотрудников научных и учебных библиотек.