Республиканская
научно-педагогическая
библиотека
Министерства просвещения Республики Казахстан

Республиканский семинар на тему: «Формирование информационной культуры в школьной библиотеке: проблемы и перспективы развития в условиях информатизации образования»

Республиканская научно-педагогическая библиотека Министерства образования и науки Республики Казахстан совместно c Управлением образования Алматинской области провела 19-20 июня 2017 года республиканский семинар главных специалистов по библиотечным фондам школьных учебников областных, городов Астана, Алматы управлений образования на тему: «Формирование информационной культуры в школьной библиотеке: проблемы и перспективы развития в условиях информатизации образования».

В период проведения семинара организованы выставки на тему: «Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі Республикалық ғылыми-педагогикалық кітапханасының басылымдары», «Талдықорған қаласы мектеп кітапханаларының жұмыс тәжірибесі» и посещение библиотек школ города Талдыкорган.

В ходе семинара состоялся обмен инновационым опытом работы библиотек общеобразовательных школ и принятие  практических рекомендаций.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

республиканского семинара главных специалистов
по библиотечным фондам школьных учебников
областных, городов Астана, Алматы управлений образования на тему:
«Формирование информационной культуры в школьной библиотеке: проблемы и перспективы развития
в условиях информатизации образования»

 (г. Талдыкорган, Алматинская область, 19-20 июня 2017 года)

 

Участники республиканского семинара главных специалистов по библиотечным фондам школьных учебников областных, городов Астана, Алматы управлений образования на тему: «Формирование информационной культуры в школьной библиотеке: проблемы и перспективы развития в условиях информатизации образования» отмечают, что школьная библиотека являются одним из важных инфраструктурных подразделений общеобразовательной школы, которая обеспечивает реализацию образовательной, информационной, культурной и досуговой  функций организации образования.

В Стратегическом плане Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2017-2021 годы, отмечено, что  «Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации». В этом ключевая роль принадлежит школьным библиотекам, а основным механизмом реализации этой задачи является формирование у учащихся библиотечно-информационных знаний. 

Для решения этой задачи, библиотекари ежегодно в сентябре месяце для новых читателей проводят экскурсии по библиотеке, организуют беседы о правилах пользования библиотекой, ведут индивидуальную консультативную работу по основам библиотечно-библиографических знаний с читателями во время записи в библиотеку, при обслуживании, у книжных выставок и тематических полок. В читальных залах школьных библиотек выделен справочный фонд, оказываются справочно-библиографические услуги, в некоторых библиотеках создаются каталоги и картотеки статей, что способствует организации практических библиотечно-библиографических занятий по работе с каталогами  и картотекой, знакомству со справочной литературой. Основы информационной культуры преподносятся учащимся также в интересной и занимательной форме через множество традиционных и нетрадиционных форм массовых мероприятий: праздников чтения, праздников посвящения в читатели, встреч, выставок, презентаций, интеллектуальных игр и других развивающих библиографических игр и конкурсов, библиографических указателей. В некоторых библиотеках школ в соответствии с годовым планом работы проводятся библиографические факультативы, уроки, занятия.

 Участники семинара подчеркивают, что для реализации целей, поставленных в Стратегическом плане Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2017-2021 годы  системе школьных библиотек необходим переход в новое качество. Необходимы кардинальные изменения в организации работы, включающее обновление, новое наполнение и новое содержание работы. Требуется создание единого современного информационно-образовательного пространства, обеспечивающее необходимые условия и инфраструктуру для комплексной поддержки образовательной деятельности.

Время диктует новые правила профессиональной деятельности школьного библиотекаря по формированию информационной культуры. Главное – результативность, а именно достижение эффективности информационной деятельности библиотеки, овладение школьниками умения учиться, вести самообразовательную деятельность в обучении, развитие их познавательной и творческой деятельности, оказание информационной поддержки педагогическому коллективу в систематическом  повышении их профессионального мастерства, формирование информационной культуры читателей. Для достижения этих целей  необходимо:

1) Модернизация школьных библиотек на региональном уровне путем преобразования традиционной модели школьной библиотек в русле современных общемировых тенденций в информационно-образовательный центр, обеспечивающий равноправный и открытый доступ пользователей к качественным источникам информации на любых носителях, в том числе печатным, мультимедийным и цифровым коллекциям. Для этого необходимо:

  • разработка и реализация на региональном уровне Положения о информационно-образовательном центре;
  • развитие материально-технической базы библиотек школ, обеспечение их современным техническим оборудованием;
  • ускоренное внедрение новейших информационно–коммуникационных технологий;
  • обеспечение доступа к современным средствам работы с информацией, в том числе Интернет;
  • формирование библиографических баз данных книг и статей, и собственных полнотекстовых баз данных электронных ресурсов, включающих разработки учителей, методические материалы, работы учеников и организация доступа пользователям к ним, а также путем тщательного анализа, отбора к бесплатным полнотекстовым молодежным и педагогическим электронным библиотекам, специализированным информационно-коммуникационным ресурсам разных типов, представленным  в Интернет;
  • создание и развитие страницы библиотеки на сайте организации образования.

 

2) Организация эффективной и качественной работы по формированию информационной культуры читателей, устойчивого интереса к чтению. Для этого:

  • информационно-библиографическую работу, проводить с активным использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
  • все массовые библиотечные мероприятия ориентировать на пропаганду книги, чтения и библиотеки;
  • внедрить в учебный процесс общеобразовательных школ  в качестве обязательного курса «Основы информационной культуры личности»»;
  • активно использовать интерактивные формы познавательного, занимательного, зрелищного и эмоционального плана – библиомарафон, кейс, единый день чтения, библиографические игры и конкурсы;
  • использовать в работе методико-библиографическое пособие, изданное РНПБ МОН РК «Информационная культура школьника» (Алматы, 2017 г.);
  • объединить общие усилия школьных библиотек региона по созданию электронных ресурсов, включающих сводные библиографические базы данных каталогов книг и статей,  с  последующим предоставлением доступа к ним пользователей и организации практических библиотечно-библиографических занятий по работе с электронными каталогами;
  • развивать партнерские отношения с родительской общественностью и педагогическим коллективом школ с целью развития традиций семейного чтения как культурной нормы развития детей;
  • повышать профессиональную компетентность школьного библиотекаря по работе в информационной электронной среде, работе с электронными информационными ресурсами, а также методам продвижения чтения в электронно-коммуникационной среде.

3) Деятельность главного специалиста (методиста) по библиотечным фондам школьных учебников нацелить:

  • на развитие профессионального и творческого потенциала школьных библиотекарей, на гармоничное сочетание традиционных и инновационных технологий в формировании комфортной информационной и интеллектуальной среды школы, на повышение статуса школьной библиотеки и библиотекаря;
  • организацию эффективных и качественных мероприятий по повышению профессионального уровня школьных библиотекарей: практические семинары, мастер-классы по организационным и проблемным вопросам деятельности школьных библиотек, а также курсы повышения квалификации; осуществление мониторинга деятельности подведомственных библиотек.   

Реализация данных рекомендаций позволит школьным библиотекам значительно увеличить вклад в развитие среднего образования, ускорить и качественно улучшить ход модернизации образования.