Республиканский семинар на тему: «Основные аспекты работы школьной библиотеки в условиях модернизации образования»Республиканская научно-педагогическая библиотека Министерства образования и науки Республики Казахстан совместно с Управлением образования города Астаны провела 12-13 октября 2015 года республиканский семинар главных специалистов по библиотечным фондам школьных учебников областных, городов Астана, Алматы управлений образования на тему: «Основные аспекты работы школьной библиотеки в условиях модернизации образования». Участниками семинара было отмечено, что школьные библиотеки как структурные подразделения организации образования выполняют определенную работу по обеспечению учебно-воспитательного процесса и самообразования учащихся и педагогического коллектива основными видами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания. Вместе с тем, мониторинг деятельности школьных библиотек всех регионов республики показывает, что в организации работы школьных библиотек имеются нерешенные проблемы и недостатки. Материально-техническая база большинства школьных библиотек не соответствует современным требованиям. Размеры помещений школьных библиотек, кроме новых школ, не соответствуют их функциональным назначениям и масштабам деятельности. В большинстве библиотек, особенно сельских, не созданы комфортные условия для читателей, библиотечная мебель и оборудование не отвечают современным требованиям эргономики и дизайна. В большинстве школьных библиотек имеющиеся технические средства старой модели. В некоторых библиотеках нет доступа к Интернет-ресурсам. Особенно остро эта проблема наблюдается в сельских школьных библиотеках. Внедрение в библиотеки школ профессиональных автоматизированных библиотечно-информационных программ идет крайне медленно. Имеются недостатки в ведении внутренней нормативно-регламентирующей документации библиотек: Положения о библиотеке, Правил пользования библиотекой, Должностных инструкций сотрудников библиотеки, годовых планов и отчетов. Учетные документы (инвентарные книги, книги суммарного учета основного библиотечного фонда, дневник работы библиотеки и др.) являющиеся основой для государственного статистического учета и отчетности библиотек, обеспечивающие сохранность фонда и контроль за наличием и движением фонда – в большинстве библиотек не соответствует принятым стандартам и правилам. В последние годы из-за недостатка финансовых ресурсов целенаправленная работа по комплектованию основных фондов школьных библиотек новой литературой не проводилась. В некоторых библиотеках поступлений новых книг в основной фонд не было в период от 3 до 5 лет. Библиотеки школ довольствуются периодическими или случайными поступлениями изданий ограниченного ассортимента и в небольшом количестве, как правило, не соответствующими психофизиологическому развитию детей, их уровню и интересам. В большинстве библиотек школ издания на полках расставлены без соблюдения правил систематическо-алфавитного порядка, отсутствуют книжные разделители. На полках расставлены издания, не прошедшие полной технической обработки. Практически во всех посещенных библиотеках школ в фонде встречаются не учтенные издания – без штампа библиотеки, без инвентарных номеров. Имеющийся в школьных библиотеках справочно-поисковый аппарат библиотек не пополняется своевременно карточками с библиографической записью на новую литературу, имеющиеся карточки с библиографической записью не соответствуют новым межгосударственным стандартам библиографического описания, на них не проставлены индексы и авторские знаки, имеющиеся каталоги и картотеки не редактируются. В библиотеках школ, где установлены автоматизированные библиотечно-информационные программы, работа по созданию электронного каталога ведется не правильно, т.к. библиотекари не обучены работе в данной программе и не освоили полностью все возможности программы, Во всех библиотеках недостаточно активно и оперативно ведется групповое и индивидуальное информирование в режиме избирательного распространения информации (ИРИ) и дифференцированного обслуживания руководства (ДОР) по проблемам образования, обучения и организации учебного процесса. Участники семинара подчеркивают, что в целях повышения роли библиотек школ в качественном и эффективном осуществлении задач обучения и воспитания учащихся необходимы качественные изменения в профессиональном сознании школьных библиотекарей, по-новому осмыслить и проектировать библиотечно-библиографическую и информационную деятельность, улучшать и рационализировать свою работу, для этого необходимо: 1) усилить контроль со стороны органов управления образования за работой школьных библиотек; 2) повысить ответственность руководства школ за организацию работы школьных библиотек; 3) разработать региональные и внутришкольные программы развития школьных библиотек, повышения статуса школьной библиотеки; 4) активизировать организацию системы повышения квалификации библиотекарей общеобразовательных учреждении на местах:
5) включить школьные библиотеки в программу информатизации общеобразовательных учреждений, обеспечив дополнительное финансирование, как за счет бюджетов всех уровней, так и за счет привлечения спонсорской помощи; 6) обеспечить библиотеки общеобразовательных организаций минимумом современных технических средств:
7) выделить школьным библиотекам помещения, соответствующие их функциональным назначениям и масштабам деятельности, санитарно-гигиеническим и эпидемиологическим нормативам, правилам пожарной безопасности, нормам охраны труда и техники безопасности. |