Республиканская
научно-педагогическая
библиотека
Министерства образования и науки Республики Казахстан

Республиканский семинар на тему: «Основные аспекты работы школьной библиотеки в условиях модернизации образования»

Республиканская научно-педагогическая библиотека Министерства образования и науки Республики Казахстан совместно с Управлением образования города Астаны провела 12-13 октября 2015 года республиканский семинар главных специалистов по библиотечным фондам школьных учебников областных, городов Астана, Алматы управлений образования на тему: «Основные аспекты работы школьной библиотеки в условиях модернизации образования».

Участниками семинара было отмечено, что школьные библиотеки как структурные подразделения организации образования выполняют определенную работу по обеспечению учебно-воспитательного процесса и самообразования учащихся и педагогического коллектива основными видами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания.

Вместе с тем, мониторинг деятельности школьных библиотек всех регионов республики показывает, что в организации работы школьных библиотек имеются нерешенные проблемы и недостатки.

Материально-техническая база большинства школьных библиотек не соответствует современным требованиям. Размеры помещений школьных библиотек, кроме новых школ, не соответствуют их функциональным назначениям и масштабам деятельности. В большинстве библиотек, особенно сельских, не созданы комфортные условия для читателей, библиотечная мебель и оборудование не отвечают современным требованиям эргономики и дизайна.

В большинстве школьных библиотек имеющиеся технические средства старой модели. В некоторых библиотеках нет доступа к Интернет-ресурсам. Особенно остро эта проблема наблюдается в сельских школьных библиотеках. Внедрение в библиотеки школ профессиональных автоматизированных библиотечно-информационных программ идет крайне медленно.

Имеются недостатки в ведении внутренней нормативно-регламентирующей документации библиотек: Положения о библиотеке,  Правил пользования библиотекой, Должностных инструкций сотрудников библиотеки, годовых планов и отчетов.

Учетные документы (инвентарные книги, книги суммарного учета основного библиотечного фонда, дневник работы библиотеки и др.) являющиеся основой для государственного статистического учета и отчетности библиотек, обеспечивающие сохранность фонда и контроль за наличием и движением фонда – в большинстве библиотек не соответствует принятым стандартам и правилам.

В последние годы из-за недостатка финансовых ресурсов целенаправленная работа по комплектованию основных фондов школьных библиотек новой литературой не проводилась. В некоторых библиотеках поступлений новых книг в основной фонд не было в период от 3 до 5 лет. Библиотеки школ довольствуются периодическими или случайными поступлениями изданий ограниченного ассортимента и в небольшом количестве, как правило, не соответствующими психофизиологическому развитию детей, их уровню и интересам.

В большинстве библиотек школ издания на полках расставлены без соблюдения правил систематическо-алфавитного порядка, отсутствуют книжные разделители. На полках расставлены издания, не прошедшие полной технической обработки. Практически во всех посещенных библиотеках школ в фонде встречаются не учтенные издания – без штампа библиотеки, без инвентарных номеров. 

Имеющийся в школьных библиотеках справочно-поисковый аппарат библиотек не пополняется своевременно карточками с библиографической записью на новую литературу, имеющиеся карточки с библиографической записью не соответствуют новым межгосударственным стандартам библиографического описания, на них не проставлены индексы и авторские знаки, имеющиеся каталоги и картотеки не редактируются.

В библиотеках школ, где установлены автоматизированные библиотечно-информационные программы, работа по созданию электронного каталога ведется не правильно, т.к. библиотекари не обучены работе в данной программе и не освоили полностью все возможности программы,

Во всех библиотеках недостаточно активно и оперативно ведется групповое и индивидуальное информирование в режиме избирательного распространения информации (ИРИ) и дифференцированного обслуживания руководства (ДОР) по проблемам образования, обучения и организации учебного процесса.

Участники семинара подчеркивают, что в целях повышения роли библиотек школ в качественном и эффективном осуществлении задач обучения и воспитания учащихся необходимы качественные изменения в профессиональном сознании школьных библиотекарей, по-новому осмыслить и проектировать библиотечно-библиографическую и информационную деятельность, улучшать и рационализировать свою работу, для этого необходимо:

1) усилить контроль со стороны органов управления образования за работой школьных библиотек;

2) повысить ответственность руководства школ за организацию работы школьных библиотек; 

3) разработать региональные и внутришкольные программы развития школьных библиотек, повышения статуса школьной библиотеки; 

4) активизировать организацию системы повышения квалификации библиотекарей общеобразовательных учреждении на местах:

  • организовать проведение совместных для руководителей школ и школьных библиотекарей конференций, семинаров, круглых столов по проблемам, связанным с деятельностью школьных библиотек;
  • значительно усилить работу методических объединений – координационных центров деятельности школьных библиотекарей, возглавляемых методистами по библиотечным фондам школьных учебников или лучшими школьными библиотекарями региона;

5) включить школьные библиотеки в программу информатизации общеобразовательных учреждений, обеспечив дополнительное финансирование, как за счет бюджетов всех уровней, так и за счет привлечения спонсорской помощи;

6) обеспечить библиотеки общеобразовательных организаций минимумом современных технических средств:

  • не менее 3 комплектами компьютеров с обязательным доступом в Интернет  (1 единица служебного компьютера библиотекаря для автоматизации библиотечных процессов, 2 единицы для пользователей библиотеки);
  • лицензионной автоматизированной библиотечно-информационной программой с модулями для автоматизации библиотечно-информационных процессов (создание библиографической базы данных электронного каталога «Книги», «Статьи»», базы данных «Читатель», «Книговыдача» и др.);
  • 1 единицей принтера для распечатки необходимых пользователю и библиотекарю материалов; выполнение минимальной издательской деятельности школьной библиотеки;
  • 1 единицей сканера, 1 единицей ксерокса для оказания услуг по копированию информации из традиционных печатных документов;

7) выделить школьным библиотекам помещения, соответствующие их функциональным назначениям и масштабам деятельности, санитарно-гигиеническим и эпидемиологическим нормативам, правилам пожарной безопасности,  нормам охраны труда и техники безопасности.

Республиканский семинар на тему: «Основные аспекты работы школьной библиотеки  в условиях модернизации образования» () Изображение №1Республиканский семинар на тему: «Основные аспекты работы школьной библиотеки  в условиях модернизации образования» () Изображение №2Республиканский семинар на тему: «Основные аспекты работы школьной библиотеки  в условиях модернизации образования» () Изображение №3Республиканский семинар на тему: «Основные аспекты работы школьной библиотеки  в условиях модернизации образования» () Изображение №4Республиканский семинар на тему: «Основные аспекты работы школьной библиотеки  в условиях модернизации образования» () Изображение №5Республиканский семинар на тему: «Основные аспекты работы школьной библиотеки  в условиях модернизации образования» () Изображение №6